Шведские исследователи вырезают фрагменты кузова для изучения степени коррозионного поражения. Исследование внутренних полостей с помощью бороскопа. При осмотре кузова обнаружены очаги ржавчины. Ржавые участки зачищаются до металла и покрываются цинкосодержащим препаратом Mercasol
Да простит нас Булгаков, что воспользовались словами его героя, профессора Преображенского. Очень уж хороша фраза, да и к месту. А еще пусть нас простят потребители. Сегодня это сказано о них, наших автовладельцах. Это у них разруха.
Что делать — заслужили.
Коррозию считают второстепенной проблемой. А если и вспоминают о ней, то поддаются на недобросовестную рекламу «чудо-препаратов». Клюют на «научную» терминологию на грани заклинаний — будто и не учились в средней школе. Позволяют себя зомбировать. А потом платят немалые деньги за имитацию «антикоррозионной обработки».
Возможно, потребители обидятся. Что же, пусть выставляют автору претензии. И продолжают кормить армию «бодяжников», полуграмотных рекламщиков, настырных «креативщиков» и откровенных бездельников. Разруха в головах, она, знаете ли, способствует процветанию всех этих «специалистов». А правда не перестанет быть правдой. И сейчас мы это докажем. Давайте-ка займемся изучением мифов. Нет, не древнегреческих. Современных российских.
Миф первый – «иномарочный»
«Иномарки не гниют», «Они вообще никогда не ржавеют» — слышали такие заявления? Конечно, слышали. А может, и сами говорили подобное. И купив новую иномарку думать не думали о каких-то антикоррозионных материалах и обработках. А как же. Не гниют иномарки! Пожизненный иммунитет! Protection forever!
А вот ШИК — Шведский институт коррозии (Swedish Corrosion Institute, Stockholm) так не считает. Раз в три-четыре года ученые ШИКа организуют масштабное изучение коррозионных поражений автомобильных кузовов. Причем (внимание!) самых популярных в Европе марок и моделей. Институт доказывает: кузова медленно, но верно разрушаются. И бьет тревогу: нужна регулярная антикоррозионная обработка! Всем машинам без исключения.
Экспертизы Шведского института коррозии пользуются огромным авторитетом, причем не только в Скандинавии, но и во всей Европе, и за ее пределами тоже. Исследовательские работы финансируют автомобильные концерны с мировыми именами. Более того, они являются постоянными членами ШИКа (member companies in SCI). А как же — им нужны объективные данные о собственной продукции. Они охотно предоставляют автомобили на испытания. Получив результаты, скрупулезно изучают их. Потом внедряют рекомендации института при обновлении модельного ряда, не говоря уж о новых разработках.
Как с этим в Европе?
А в благополучной и ухоженной Европе с ее великолепными дорогами и мягким климатом, новейшими, дружественными к металлу антигололедными реагентами и вездесущими мойками, теплыми гаражами и удобными паркингами существует целая сеть антикоррозионных станций. Они оснащены профессиональным оборудованием для нанесения защитных покрытий. Новейшим. Работает на нем специально обученный персонал. Наверное, это все не зря, как вам кажется?
Точно, не зря. В середине 2005 года на одной из российских СТОА мы обследовали кузов иномарки, выпущенной в конце 2004 года. Причем собранной не в России, а «там». Заглянув в скрытые полости с помощью бороскопа (специального технического эндоскопа, соединенного с компьютером) мы обнаружили очаги поверхностной коррозии — еще не смертельные, но многообещающие. Транспортировка морем, открытая дилерская стоянка, постоянный конденсат в дверях, порогах и стойках — и вот вам результат.
Ту машину мы спасли — обработали полости и днище профессиональными препаратами. А десятки, сотни тысяч других? То-то будет сюрприз счастливым обладателям через три-четыре года… Имя ему — ржавчина.
Вот вам и неуязвимые иномарки… Задумайтесь, задумайтесь, уважаемый потребитель. Как такое может быть: в Швеции, как и во всей Европе машины корродируют, а у нас в России, где и «соль солонее», и перепады температур покруче — проявляют чудеса стойкости. Те же самые марки и модели! Что-то не вяжется…
Допустим, «иномарочный» миф развенчан. Потребитель соглашается: да, нехорошие шведы правы, дополнительная обработка нужна, завтра будет поздно. И тут же попадает под обаяние очередных мифов. Обаяние, граничащее с прессингом.
Миф второй — «автосалонный»
При покупке автомобиля потребителю сообщают о «гарантии на кузов от коррозионного поражения». Шесть лет! Восемь лет! Но не все внимательно слушают продавца: гарантия-то дается на так называемую «перфорированную ржавчину». То есть на срок до появления сквозных дыр, когда придется уже не обрабатывать машину, а заниматься серьезным и дорогим кузовным ремонтом. Хорошенькая перспектива…
Но продавцы редко освещают столь безрадостное будущее, а счастливый обладатель новой иномарки еще реже задает вопросы. Как уже говорилось, коррозия его мало интересует. То ли дело расположение пепельницы. Разгон «до сотни»! Так и уезжает во власти мифа, что шесть лет с кузовом ничего не надо делать. А тот «зацветет» года через три — уж изнутри-то точно. Но сквозных дыр еще не будет, значит и претензий никто не примет.
Справедливости ради отметим, что большинство автосалонов предлагает антикоррозионную обработку при покупке автомобиля. Кто-то делает ее вполне достойно, на «пятерку» или твердую «четверку», а кто-то — очень плохо. В чем беда «двоечников»?
Во-первых, при оснащении антикоррозионных постов они приобретают, извините за вульгаризм, «кастрированный» комплект оснастки: «насадка-крюк» и гибкая трубка для обработки полостей и насадка для покрытия днища. Профессионал сразу скажет: таким набором полноценно автомобиль не обработаешь.
Во-вторых, практикуют «недолив» материала — иногда до 30-50%. Обрабатывают лишь те участки, которые легко проверить визуально. А удаленные и скрытые уголки кузова остаются незащищенными. При этом покупатель оплачивает все работы в полном объеме.
В-третьих, нередко применяют какие-то сомнительные препараты, антикоррозионное действие которых никем и никак не подтверждено.
Беда в том, что в России до сих пор нет стандарта на автомобильные антикоры. Налицо нормативная брешь. Сей печальный факт позволяет всем желающим «бодяжить» разнообразные мастики, выдавая их за российские аналоги известных зарубежных материалов. Спросишь новоявленного «химика» — а как вы делали аналог? Оказывается, взяли шведский (голландский, швейцарский или еще какой) препарат, провели спектральный анализ, определили ингредиенты и «собрали» из них свой материал.
Н-да… А не взять ли нам торт «Наполеон», сделать его спектральный анализ, определить «кирпичики» и слепить из них нечто? Получится? Получится. Только вот будет это тортом «Наполеон»?
Дешевые «аналоги» — еще одна приманка для нашего несчастного, отвыкшего думать потребителя. А ведь сколько раз твердили миру, что качество дешевым не бывает. Для справки: полноценная антикоррозионная обработка среднего седана стоит от 4500-5000 рублей. Если вам предлагается та же услуга за 2000 рублей, это профанация.
Миф третий — «химико-технологический»
Только у нас! Выступают рекламщики и «джинсовые» журналисты! Их арена — Интернет, печатные СМИ, радиоэфир, телевизионный экран. Чего только не наслушаешься и не насмотришься, когда они начинают воспевать автохимию во всех ее ипостасях! Автор не против рекламы как таковой. Но если в ней попираются азы естественных наук, то извините. Впрочем, давайте говорить конкретно.
В последние годы нас накрыла волна антикоррозионных мастик с цинковыми и алюминиевыми наполнителями (не путать с препаратами холодного цинкования — это совсем другое). Металлизированным мастикам приписываются удивительные свойства. Мол, это «электрохимический барьер» и даже… «аналог заводской оцинковки»!
Разберемся. Механизм цинковой защиты известен. Горячим ли, холодным способом, но цинк наносят на черный металл, на «голую» сталь. При повреждении покрытия возникает гальваническая пара. Цинк активнее железа, поэтому он «отвлекает» коррозию, медленно разрушается, а стальная панель остается в целости и сохранности.
А теперь обратим взор на автомобиль, прибывший на антикоррозионную станцию. Мастер с пистолетом. Насос качает мастику с металлической пудрой. Где же диспергированный цинк соприкоснется с «голой» сталью? На днище антикор ложится на слой пластизоля, под которым — катафорезный грунт, а под ним — фосфатный слой. Откуда там возьмется гальваническая пара «железо-цинк»?
В полостях заводское покрытие проще, но все равно — катафорезная пленка есть и там. Да и сам антикоррозионный материал — это диэлетрик. О какой электропроводимости и электрохимической защите тут говорить?
Спору нет, идея модификации мастики металлической пудрой неплоха. Защитная пленка получается более прочной, устойчивой к абразивным воздействиям и… все. Зачем же морочить людям головы, выдвигая на рынок полчища мастичных «цинков» под флагом электрохимической защиты? При чем оцинковка?
Кстати, о заводской оцинковке. Шведские ученые доказали, что это не панацея. Тем более, если оцинкована только часть панелей. Автомобиль с кузовом из разнородных материалов ржавеет быстрее. Причина — электрохимическая коррозия, материалы-то разные. А машин, оцинкованных на все 100% в природе мало. Да и у тех в атмосфере большого города цинковое покрытие разрушается со скоростью 5 мкм в год. Иными словами, отъездил два-три года и… приехал. Что же говорить о комбинированном кузове?
Помните рекламу: известный артист Лев Дуров нахваливает «Иж». Мол, кузов теперь с оцинковкой. На минуточку. Не «оцинкованный кузов», а «кузов с оцинковкой». Уловили разницу? Молодцы рекламщики! Умные. А потребитель… покупал.
Еще пример. Некоторое время тому назад на российский рынок продвигался материал из далекой страны, «так похожей на Россию». Само его название — образное, яркое — грозило остановить ржавчину! По словам «пиарщиков», он защищал металл, «взаимодействуя с ним на молекулярном уровне».
Заявленное взаимодействие — это что? Бред или уловка? Кристаллическая решетка металла состоит из атомов и катионов, между которыми — электронный газ. Какой это класс, девятый, кажется? И что — антикоррозионный материал способен рвать связи и замещать атомы Fe? Без комментариев. Такой вот у нас уровень общения между рекламщиками и потребителями. «Три по физике, два по химии». Впрочем, по физике тоже два.
И все же выход у обманутого и униженного потребителя есть — регулярно, каждые два-три года обрабатывать автомобиль на профессиональной антикоррозионной станции. Давайте познакомимся с одной из них.
Мифоборцы
Сегодня насчитывается много фирм и станций технического обслуживания, предлагающих услуги по нанесению антикоррозионных покрытий. Поэтому наш потребитель оказывается перед выбором — что предпочесть? Буду категоричен: выбирайте профессионалов. Что подразумевается под этим словом?
Недавно мне довелось побывать на сервисной станции, основанной сотрудниками нашего «НИИ Коррозии». Когда-то при институте функционировал Всесоюзный Межотраслевой центр по проблемам защиты от коррозии. Чувствуете — школа! Как мне рассказали, сюда стекались технологические разработки со всего Союза. И, разумеется, идеи тоже. А главным делом была разработка новых материалов для антикоррозионной защиты, создание технологии по нанесению защитных покрытий для самых разных объектов.
Разумеется, занимались здесь и защитой автомобильных кузовов. Накопили огромный теоретический материал. А вслед за ним и не менее масштабный практический опыт. И что важно: и то, и другое было привязано к состоянию кузовов конкретных автомобилей и к условиям их эксплуатации.
Дальше — больше. В 1995 году было создано предприятие для оказания услуг по антикоррозионной защите автомобилей. Разработаны рекомендации по обработке автомобилей, эксплуатирующихся в Москве, — с учетом состояния дорог и атмосферы мегаполиса. Разработаны критерии оценки коррозионных повреждений кузовов и способы «лечения» — как говорят сотрудники, «от терапевтических до хирургических». Представляете уровень проникновения в проблему?
С 2000 года в истории «НИИ Коррозии» начался новый этап: сотрудничество со шведской компанией Geveco Ind. Как известно читателям «Автомобиль и Сервис», эта фирма разрабатывает и поставляет на рынок антикоррозионные материалы Mercasol. Но дело не только в материалах: российские антикорщики стали получать информацию от коллег из Шведского института коррозии, о котором говорилось выше. Новые технологии, тенденции развития, сам «антикоррозионный пульс» Скандинавии — все это стало доступно.
К 2005 году концепция СТОА «НИИ Коррозии» сложилась окончательно: «Весь спектр работ по кузову». Теперь здесь можно заказать ремонт кузова и услуги по его шумоизоляци, виброизоляции и, разумеется, антикоррозионной защите. Защиту здесь проводят комплексную: распыление материала в скрытых сечениях, покрытие днища и колесных арок, антигравийную обработку, специальные методы обработки салона и лакокрасочного покрытия.
«НИКОРАВТО» — современное название предприятия; работает оно на новой площадке, в просторных и удобных помещениях. С чем столкнется клиент, обратившись на станцию?
Он узнает, что для повышения надежности антикоррозионной защиты на станции применяют не просто «антикоры», а материалы, специально созданные для климатических условий, сходных с российскими.
Ему расскажут, что проблема антикоррозионной защиты разделяется на две части: защита нового автомобиля и защита автомобилей со стажем. И везде есть особенности. Например, для автомобилей со стажем перед нанесением защитного покрытия крайне важно тщательно провести подготовительные работы. Без удаления отслоившихся частей старого покрытия и без зачистки очагов ржавчины (с последующим нанесением специального грунта) новый антикоррозионный материал продержится недолго.
Клиент будет приятно удивлен, узнав, что, например, для обработки дверей снимаются внутренние декоративные панели, открывая доступ к полостям. Что именно для его машины проведут индивидуальную диагностику кузова и выдадут рекомендации: какие именно работы лучше заказать. Что все операции будут проводиться профессиональным оборудованием строго по технологическому процессу. Что он получит гарантию на проведенные работы и, соответственно, право на гарантийное обслуживание в «НИКОРАВТО».
И узнав, что обработка займет полдня, а не полчаса, «как у соседа по гаражу», он уже не расстроится, а обрадуется. Потому что усвоит: иначе качества не добиться.
Вот, собственно, и все, о чем мы планировали рассказать. Хочется надеяться, что автовладельцы будут внимательнее относиться к защите кузовов своих автомобилей. А сервисмены захотят перенять опыт «НИКОРАВТО» — все же он не только российский, но и шведский. Одно слово — профессионалы.
На чем ездить: газ или бензин?
ОСАГО решили расширить еще раз тарифный коридор
Новый штраф за тонировку 5000 рублей и лишение прав с 2020 года – правда или нет?