НА ЧЁМ ДОЛЖНЫ ЕЗДИТЬ СЛУЖИТЕЛИ ЗАКОНА? Ч. 1. ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ НА СТРАЖЕ ПОРЯДКА
Этот престижный Хорьх 400 с рядным 8-цилиндровым мотором получил кузов от мастерских Шумана в городе Вердау, специально предназначенный для перевозки полицейских нарядов |
Любой чиновник скажет, что государство не устоит, если в нём не будет порядка. А для удержания порядка необходим закон. А у закона должна быть карающая длань, чтобы неповадно было его нарушать. А у служителей закона должны быть быстрые ноги, чтобы те, кто всё же решился закон нарушить, не думали, что смогут легко удрать.
Впервые идея заменить лошадь быстроходным автомобилем пришла в голову, конечно же, американским полисменам.
Как выглядел тогда полицейский автомобиль в Америке? Как обычный полицейский фургон, из которого выпрягли лошадей. Вместо них под рамой приспособили небольшой электрический мотор и ящик с аккумуляторными батареями. Граждане по привычке называли его paddy wagon, благо суть осталась прежней – полицейские выезжали на нём в какой-нибудь бар, в котором разгорелась пьяная потасовка. Или перевозили преступников из участка в суд, а оттуда – в тюрьму. Интересно, что помимо этого полицейские фургоны выполняли обязанности карет «скорой помощи», и смертельно раненного президента МакКинли везли в госпиталь именно на такой машине.
Полицейские оценили преимущества нового средства передвижения – не надо выгребать навоз, можно по-новому использовать пространство, где раньше хранилось сено, и к тому же автомобиль не такой нервный, как лошадь, и не боится выстрелов. Полицейское начальство стало финансировать покупку более совершенных и быстроходных автомобилей. К примеру, в Чикаго полицейские патрулировали улицы на паровых White модели M – надёжных, но недешёвых, на таких же ездили известный писатель Сэмюэль Клеменс (Марк Твен), не менее известный изобретатель Эдисон, а также президент Уильям Говард Тафт.
В 1920 году в Америке ввели так называемый «Сухой закон», запрещающий производство и продажу спиртных напитков (про покупку и потребление в нём ничего не говорилось). Поэтому спиртным стали торговать нелегально. Бизнес этот приносил немало доходов теневым дельцам. Полицейские старались перехватывать спиртных контрабандистов во время рейсов, но среди тех встречались лихие водилы. Именно из этой среды вышли первые чемпионы NASCAR. К примеру, «полицейский разворот», и поныне столь любимый в Голливуде, появился именно в те годы. Когда водитель машины, гружённой спиртным, видел в свете своих мощных фар полицейский кордон, он моментально разворачивался практически на месте, непостижимым образом ухитряясь не опрокинуться, и скрывался в темноте. В то время полиция стала закупать солидные партии мощных шестицилиндровых Hudson, Studebacker, Chevrolet.
Гангстеры в Чикаго развязали настоящую войну. Они расправлялись с теми, кто отказывался платить за «крышу», совершали показательные налёты на заведения, находящиеся в ведении конкурентов, совершали теракты, чтобы все видели, кто в городе хозяин. События развивались настолько захватывающим образом, что многих из их участников, к примеру, детектива агентства Пинкертона Дэшиела Хэмметта, охватывал творческий порыв, и в итоге они написали множество романов, образовавших новый жанр литературы – жанр детективного романа.
Гангстеры, естественно, предпочитали мощные и вместительные автомобили. Так получилось, что на несколько десятилетий они облюбовали ту же марку автомобилей, что и американские президенты – Lincoln. Впрочем, не отказывались они и от Кадиллаков, и от Терраплейнов с рядными «шестёрками» в сотню сил. В фильме «Некоторые любят погорячее», известном у нас как «В джазе только девушки», гангстеры заявляются на разборку в Duesenberg модели J – самом дорогом автомобиле не только в Америке, но и во всём мире – ну и что, известно, что денежки у бандитов водятся, а о завтрашнем дне они предпочитают не думать.
В свою очередь, в полиции создавались спецотряды, куда набирали самых отчаянных парней, нередко из тех же гангстеров, не поладивших со своими боссами. Эти спецотряды ездили на специально подготовленных машинах, с форсированными моторами, усиленной подвеской, защитой против автоматных пуль. В одном из спецотрядов служил верой и правдой автомобиль, вошедший в историю как Leaping Lena (leap – внезапно прыгнуть (англ.)). Это был Cadillac с кузовом лимузин, вмещающий восемь человек (при желании – десять). Ещё человек пять-шесть размещались на его широких подножках. Толстые закалённые стёкла и листы прочной стали в дверях могли защитить от пуль, а возможность открыть ответный огонь давали бойницы-«яблоки» под пистолет-пулемёты Томпсона. Бамперы не боялись повреждений – они представляли собой отрезки железнодорожного рельса.
В 1932 году «сухой закон» был отменён. Но нужда в хороших автомобилях для полицейской службы не отпала. В 30-е годы начала расширяться сеть скоростных автомагистралей, требовавшая увеличения количества полицейских патрулей для поддержания порядка. Служба траффик-контроля остановила свой выбор на седанах марки Chevrolet. К тому времени появилась возможность координировать действия отдельных экипажей по радио, правда, пока в одностороннем режиме – через специальный частотный канал KOP. Тогда же в обиход вошли и спецсигналы – пневматические сирены и красные проблесковые фары в обтекаемых хромированных корпусах, и особая раскраска – получив новенькие чёрные Chevrolet, полицейские из штата Огайо тут же покрасили их двери и капоты белой краской. Машины тут же прозвали «морскими свинками», а пример начали подхватывать по всей стране.
В Европе полицейским тоже не улыбалось гоняться за жуликами и бандитами на своих двоих. Некоторых не устраивало даже то, что полицейских исправно снабжали отличными велосипедами. Поэтому в Англии полицейские управления раскошеливались даже на Bentley 3 ½ L, а также на Wolseley Twenty Five, Rover Light Six Special и другие отличные автомобили. А в Германии строились полицейские машины с кузовами типа шарабан с несколькими рядами сидений и без дверей. Причём для этой цели использовались даже шасси 8-цилиндровых Horch.
Начавшаяся вскоре война принесла много новых проблем и добавила работы тем полицейским, которые не ушли на фронт. В Германии полицейские получили для патрулирования Мерседесы модели 170v серии W136, отличающиеся от «цивильных» моделей кузовом упрощённого типа, т.н. Kübelsitzwagen.
А после возвращения к мирной жизни полицейским вновь пришлось обновлять свой транспортный парк, ведь темпы автомобилизации в послевоенное время опять начали расти, да и преступники всё активнее использовали в своей теневой деятельности автомобили, как и прежде, выбирая самые скоростные и надёжные модели…
НА ЧЁМ ДОЛЖНЫ ЕЗДИТЬ СЛУЖИТЕЛИ ЗАКОНА? Ч. 2. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ПОЛИЦЕЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ
Спортивный «ягуар» — довольно накладная для использования на полицейской службе машина, но смотрится эффектно! |
После войны разрушенная Европа продолжила борьбу с преступностью. Это касалось и усиления транспортного парка. Службы патрулирования автострад начали обзаводиться вертолётами. Полицейские, оставшиеся на земле, не желали уступать. Английские «бобби» обзавелись небольшими MG Magnette. Внешне неотличимые от скромных Wolseley 4/14, они легко держали 70 миль/ч даже на извилистых дорогах холмистых районов.
Службы охраны правопорядка получали в своё распоряжение и такие машины, как Bristol, Riley RMH, Armstrong-Siddeley Sapphyre. Но, конечно, более простых и выносливых, однако солидных и мощных Rover P100, Standard Vanguard и Humber Super Snipe было заметно больше.
Американские автомобильные компании в 50-е годы выпустили на рынок новые модели с мощными V-образными «восьмёрками». Дорожная полиция, стремясь к стандартизации своего автопарка, остановила выбор на моделях Coronet и Wayfare фирмы Dodge с мощными моторами Red Ram. Dodge пришлись «копам» ко двору, тем более что фирма то и дело подбрасывала новинки. В 58-м патрульные обзавелись 330-сильными Dodge Custom Royal, в 60-е грозой хайвэев стали Polara и Monaco, под капотом которых стояли моторы Magnum объёмом 440 кубических дюймов (7,2 литра) в специальном полицейском исполнении.
Возможности «настоящего полицейского движка» демонстрирует в начале второй части знаменитой киноистории Элвуд Блюз своему только что вышедшему из тюрьмы брату Джейку. Они там ездят на машине выпуска 74 года, когда такие моторы остались доступны только копам. Впрочем, к 80-му, в котором вышел фильм, и они с грустью вспоминали те славные, но, увы, безвозвратно ушедшие времена.
Европейцы тоже сажали тех, от кого зависел их спокойный сон, на более-менее приличные автомобили. Англичане успешно использовали для преследования преступников Jaguar MkII с 240-сильным мотором XK 3,8 и дисковыми тормозами на всех колёсах. Когда в начале 60-х появились BMW так называемого «нового класса», определившие тот образ марки, который знаком нам и поныне, они тут же поступили на службу в полицию не только Германии, но и Австрии, Люксембурга, закупила такие машины и Югославия. Кстати, в нашей стране автомобили этой марки в милицейской раскраске стали появляться ещё с 70-х. Автомобили Mercedes тоже неплохо зарекомендовали себя на службе закона, несмотря на высокую стоимость и дороговизну обслуживания. Причём некоторые страны, как правило, небольшие, но богатые, используют модели S-класса. Ну и Gelaendewagen, конечно.
В Италии полиция и карабинеры всегда уважали Alfa-Romeo. Например, Giulia 2600. Впрочем, им нравилась и Lancia. Но в 80-е основной машиной полиции в стране, имеющей форму сапога, стал Fiat Croma. А ведь когда-то офицер спецотряда Squadra Mobile римской криминальной полиции Армандо Спатафора гонял не на чём-нибудь, а на Ferrari! Вообще-то их было две, но вторая прожила неделю, не больше. По правде говоря, такие суперкары очень и очень накладно использовать на такой тяжёлой и рискованной службе. Но, к примеру, немецкие полицейские ездили ещё на первых Porsche 911. Porsche патрулировали дороги Люксембурга, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Нидерландов, Великобритании, сейчас, правда, вроде уже повсюду отказались от подобной практики. Когда-то патрульный Porsche служил и в московской ГАИ – его купили прямо со стенда во время выставки «Бавария-77».
Английская полиция пользовалась спортивными Aston Martin – DB4, DB5 и DB6. У американцев такой опыт тоже есть, правда, неудачный. Highway Patrol штата Калифорния закупил на пробу 25 Chevrolet Camaro RS. Но низкий и не особенно просторный салон машины не понравился полицейским, которые в Америке, да и не только, зачастую являются грузными сорокалетними дядьками. Надо сказать, что американские копы и в больших Chevy Caprice и Ford Crown Victoria отнюдь не наслаждаются комфортом. Когда тебе и напарнику за сорок, оба вы любите гамбургеры, хот-доги и пиццу, по инструкции обязаны носить пулезащитные жилеты, а поверх них сбрую с кучей снаряжения, да ещё между вами – комплекс мобильной связи, компьютерный терминал, два пятизарядных «ремингтона»… А ведь всё это было и в Camaro! Ещё одна проблема – у Camaro очень длинные двери. Как только полицейские останавливались на обочине и открывали дверь, её сразу кто-нибудь сносил.
Самый необычный полицейский автомобиль на сегодняшний день – Lamborghini Gallardo. Служит он в Италии. Нужно быть чокнутым, чтобы попытаться уйти от такого патруля только ради того, чтобы не платить штраф. Но этот автомобиль среди прочих выполняет такую важную миссию, как доставка донорских органов для срочных трансплантаций – для этого в нём установлен специальный криогенный контейнер.
Но самые потрясающие полицейские автомобили, конечно, можно увидеть в кино. Стив МакКуин в фильме Bullit поражал публику трюками, которые выполнял на Mustang GT-390 68-го модельного года. Появилась традиция показа сериалов про полицейских на крутых тачках. Сначала красный с белыми стрелами на бортах Ford Torino GT в Starski & Hutch, затем чёрный Firebird, который не берут пули, который умеет зависать в прыжке и даже разговаривать – в Knight Rider. Потом Miami Vice, где двое полицейских ездят на Ferrari Testarossa – а на чём ещё ездить по Майами?
В сериале Viper действует автомобиль соответствующей модели, превосходящий по своим возможностям даже машину Майкла Найта, роль которого исполнял симпатичный Дэвид Хэсселхоф. В Австралии сумели превратить Ford Falcon местного производства в бесподобно крутой Interceptor для Безумного Макса.
Но предел человеческой фантазии демонстрируют создатели японских аниме. В Ghost In The Shell: Innocence киберполицейский Бато из 9-го отдела ездит на Packard Four Hundred 1954 года, у его напарника Тогусы машина попроще – Standard Vanguard 1947 года, а эксперт-трассолог Исикава ездит ни много ни мало на Duesenberg SJ Walton Boattail Speedster 1934 года. Будем надеяться, что в 2037 году, когда происходит действие фильма, полицейские смогут позволить себе такие машины и не будут рисковать ими без крайней нужды.
// www.shkolazhizni.ru/