Как правило, в подставе участвуют две-три машины: одна «подставляется», вторая «ведет» клиента и осуществляет общее наблюдение, на третьей едут «свидетели».
Обвинить в ДТП могут даже водителя, стоявшего на обочине
Уже ни для кого не секрет, что не все автомобильные аварии случайны. Есть люди, которые зарабатывают деньги, специально «подставляя» машину под чужой бампер и получая страховку. Эти мошенники доказывают, что они не виновны в аварии и страховая компания платит им за полученный ущерб по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Эти люди вместе с машиной могут «купить» свидетелей, экспертов и даже сотрудников ГИБДД и страховых компаний. На западе России есть даже «черный список» таких страховых мошенников. У нас в Благовещенске такого пока нет. Существует три основных варианта «подстав», о которых корреспондент «Комсомолки» узнал от страховщиков.
1. Свой человек в ГИБДД
Как это происходит
Заранее оговаривается место и время аварии, чтобы туда приехал «свой» инспектор. Выбирается не слишком дорогой автомобиль желательно с не городскими номерами. Устраивается авария. На место происшествия приезжает реальный экипаж ГИБДД, составляется настоящий протокол, а у «виновного» водителя не возникает никаких подозрений.
Был случай
Мошенники купили на авторазборе кузовную часть машины, оставили ее на дороге. Сотрудники ППС остановили водителя «КамАЗа» и попросили подтолкнуть этот кузов на обочину. А когда водитель оказал им эту казалось бы невинную услугу, ему сообщили, что это «авария». Но сказали, что волноваться не нужно, платить за ущерб ведь не из своего кармана, обо всем и так позаботится страховая компания. А дальше был сговор с экспертом и заключение, выгодное «пострадавшим». Однако техническая экспертиза в дальнейшем показала, что характер повреждений на кузове не соответствует обстоятельствам, описанным в протоколе ДТП.
2. Заказные свидетели
Как это происходит
Самый распространенный вариант. Мошенники используют автомобиль среднего класса, возможно, бывший в ДТП, но приведенный в более-менее товарный вид. Легче всего попасть под бампер мошенников утром или вечером либо в непогоду. Играет на руку и загруженность улиц. Мошенники очень хорошие психологи, могут даже по манере вождения понять, что за водитель за рулем – опытный, которого не проведешь, или «чайник», которого можно подставить.
Как правило, в подставе участвуют две-три машины: одна «подставляется», вторая «ведет» клиента и осуществляет общее наблюдение, на третьей едут «свидетели». Как вариант, «свидетели» могут быть без машины.
При нарушении правил дорожного движения (при перестроении, обгоне или на светофоре, когда оба участника говорят, что ехали на зеленый свет) сотрудникам ГИБДД, чтобы определить виновника, приходится опираться на свидетельские показания. А свидетели у мошенников – свои люди. Иногда им даже не надо присутствовать при аварии, их могут вызвать по телефону.
Был случай
В районе авторынка на улице Воронкова на обочине стояла «маршрутка» с пассажирами. К ней-то и «приложился» другой автомобиль. Вызвали ГИБДД. У инспекторов сначала даже не возникло сомнений, что виноват водитель «Газели» — слишком проблемная репутация у этого транспорта. Тем более что «заказные» свидетели, которые и при самой аварии-то не присутствовали, это подтверждали. Да и сам водитель от растерянности признал вину. Спасли его пассажиры. Именно они заявили, что все на самом деле было по-другому. Всех свидетелей допрашивали по одному, поэтому «заказные» начали путаться в показаниях, а настоящие – нет.
3. Свой страховщик
Как это происходит
Случай самый тяжелый и опасный для страховой компании. Мошенники договариваются о «сотрудничестве» с работником страховой компании. «Свой» страховщик постарается поменьше, насколько это возможно, уделять внимания делу. Он может не проводить дополнительные проверки, либо проводить их поверхностно.
Отследить такой случай практически невозможно. Хотя в компаниях существует своя служба безопасности, и она проверяет новых сотрудников.
Как распознать «подставу»
— «Свои» сотрудники ГИБДД могут допустить ряд ошибок в протоколе, описывая ДТП. Поэтому протокол нужно читать очень внимательно.
— Заказные свидетели могут путаться в показаниях, они могут говорить о разных вещах.
— Может насторожить и тот факт, когда «свидетели» знакомы с «потерпевшим» либо это вообще его родственники, которые якобы случайно оказались рядом с местом аварии.
— «Свой» эксперт может перестараться с оценкой ущерба. Слишком большая сумма (от 100 тысяч рублей и выше) тоже может насторожить страховую компанию.
Комментарий страховщика
Евгений АРТЕМЬЕВ, работник страховой компании:
— Если человек видит, что его пытаются обмануть, то он может заявить о несогласии с протоколом ДТП и обратиться в страховую компанию. К сожалению, таких сознательных людей – единицы. Чаще всего срабатывает «человеческий фактор». Водитель, хоть и видит, что что-то не так, все же предпочитает промолчать – ему не хочется давать показания, ходить по судам и тратить свое время. А зачем? За ущерб все равно заплатит страховая компания. У водителей нет материальной заинтересованности в отстаивании правды – ведь никакой премии им за это не полагается. Хотя, с другой стороны, по Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности, если водитель будет признан виновным в аварии, то на следующий год ему придется заплатить за полис ОСАГО на две-три тысячи больше. Если же он будет признан невиновным, то он сохранит все свои скидки. Поэтому отстаивают свои права либо очень принципиальные люди, либо те, для кого две-три тысячи не лишние. www.kp.ru