Четыре колеса для легкового автомобиля – это даже, пожалуй, не просто стандарт – это догма и аксиома. Такая конфигурация кажется нам не только наиболее разумной и естественной, но единственной и универсальной. Все (или почти все) легковушки, что мы видим каждый день на улице, четырёхколёсны. Думается: такая конструкция оптимальна, потому что она проверена временем, потому что в результате конкуренции разных технологических новинок реализуются только самые жизнеспособные. И попробуй тут поспорь. Однако же, согласны далеко не все.
3
Казалось бы, для чего возвращать прочно обосновавшиеся в среде «мото» трициклы в автопром, но в XXI веке трёхколёсные авто могут существенно потеснить своих четырёхколёсных «собратьев». Первый в мире автомобиль был трёхколёсным. В настоящее время трициклы медленно, но верно перестают быть экзотикой и возвращаются на дороги и в гаражи. Любопытно, что первый паровой тягач, построенный около 230 лет назад французским инженером Жозефом Кюно (Nicolas-Joseph Cugnot), тоже был трёхколёсным, как, впрочем, и первый в мире автомобиль, поступивший в серийное производство.
Первое авто, которое Карл Бенц (Karl Benz) построил в 1885 году, представляло собой трёхколёсный двухместный экипаж на высоких колёсах со спицами. Надо заметить, что потомки Бенца из Daimler Chrysler не отказались от «трёхколёсной» идеи. Небольшие размеры, хорошие характеристики и относительно невысокие цены дают основания полагать, что прорыв трициклов на рынок может произойти в ближайшие год-два.
По существу, для современных трёхколёсных автомобилей есть два основных пути развития – и обусловлены они конфигурацией колёс. Первый вариант: одно колесо спереди, два сзади. В этом случае машина часто оказывается и внешне, и технически похожа на мотоцикл с кабинкой. Можно, впрочем, расположить два колеса спереди. Такое средство передвижения будет выглядеть ещё более экстравагантно.
Первой, считающейся традиционной, схемы, придерживаются конструкторы из британского Univercity of Bath (руководит разработками инженер русского происхождения — Роберт Решетникофф). Результат их труда, своего рода гибрид авто и мотоцикла, носит гордое название “Clever”, отличается высокой маневренностью и низким уровнем выхлопов. В общем, акцент делается на экологичность и эффективность транспорта в городских условиях (решается проблема пробок и парковки). «Козырь» этой неординарной машинки – гидравлическое шасси, благодаря которому она будет сохранять устойчивость при резких поворотах.
Среди автомобилей одного ряда с “Clever” — трицикл Carver от компании Vandenbrink. Машина уже получила некоторый коммерческий успех, но, всё же, о массовом выпуске такого рода «трёхколёсников» говорить рано. Carver рассчитан на обеспеченных любителей комфортной, но быстрой езды. Разгон с места до 100 километров в час занимает у голландской машинки 8,2 секунды, а «максималка» составляет 180 километров в час.
Среди трициклов с расположением колёс два спереди – одно сзади стоит выделить, пожалуй, американский Merlin. Его действительно можно считать настоящим гибридом автомобиля и мотоцикла – причём спортивного. Merlin способен разогнаться до 210 — двигатель Harley Davidson (88-cubic inch), всё-таки, марка. Он возвышается над капотом, причём и парковать, и страховать Merlin положено так же, как мотоцикл. В Великобритании владельцу «Мерлина» достаточно будет получить права на вождение мотоцикла.
Вроде бы, трёхколёсные машины, как мы видим, вещь сама по себе не самая обычная в наше время; однако ж, даже среди этих образцов автомобильной кунсткамеры некоторые выбиваются из общего ряда. Вот, к примеру, детище некоего Фрэнда Вуда, родом из Уэльса. Этот автомобиль называется Tryane II и построен целиком… из дерева. Корпус вырезан из цельного куска и обклеен тонкими пластинками из красной древесины. Даже топливный бак – и тот деревянный. «Папа Карло» от автопрома постарался заменить, по возможности, все пластиковые и стальные детали. Результат превзошёл все ожидания – «Буратино» при помощи двигателя от «Ситроена» разгоняется до 160, а просит кушать всего по 5 литров на каждые 100 км. Одно плохо – на одну такую деревянную «торпеду» уходит целая уйма ценных пород древесины. Поэтому стоит она 60 тысяч долларов, а экологи от «Друга Леса» (так переводится «говорящая фамилия» изобретателя) далеко не в восторге.
2
Трициклы всегда были для публики зрелищем если не шокирующим, то уж, по крайней мере, удивительным. Даже в наше время, когда на автосалоны привозят самые необычные и фантастические разработки в области дизайна и технологий, около постамента с трёхколёсным авто – всегда аншлаг. Ну, а появление на улице или выставке двухколёсных автомобилей, за всю вековую историю этого транспорта, неизменно вызывает настоящий фурор.
Первым идею двухколёсной устойчивой машины предложил Пётр Петрович Шиловский – самодеятельный изобретатель, юрист по образованию, экс-губернатор Костромы. В 1912 году он решился показать свои чертежи инженерам английской компании Wolseley Tool & Motorcar Company. Интересной задумкой заинтересовались, и уже 28 апреля 1914 года перед глазами отдыхающих в Регентском парке Лондона предстало необыкновенное зрелище: по аллеям нарочито медленно катил экипаж на двух колёсах. Настоящее восхищение вызывала устойчивость этого автомобиля – он и не думал её терять даже при поворотах! А причиной тому – законы физики — и гироскоп – крутящийся на высокой скорости металлический диск, установленный под кузовом. По сути, именно это устройство – основа всей конструкции. За гирокарами (так стали называть двухколёсные машины) – будущее, считал изобретатель. Но убедить в этом современников так и не сумел.
Гирокар Шиловского нашёл своё пристанище в музее, а дело его продолжил американский инженер Луис Суинни. В его автомобиле гироскоп был уже на порядок компактнее (в аппарате Шиловского это был всё-таки громоздкий агрегат), а за счёт системы суперкомпенсации в случае резкого поворота автомобиль «заваливался» в противоположную сторону. Несмотря на все свои преимущества (благодаря обтекаемой скорости машина развивала неплохую скорость – 125 миль в час) «Торпеда Суинни» так и не смогла составить конкуренцию четырёхколёсным авто. Возможно, причина – в недостаточном уровне развития гиродинамики того времени. Диск, придававший устройству устойчивость, набирал нужные обороты только за три минуты.
Современные конструкторы двухколёсных автомобилей уже не делают ставок на высокие скорости и сверхобтекаемые формы. Их проекты – концепткары; расположение колёс в них бывает как продольное, так и поперечное – всё зависит от дизайнерского замысла.
Одна из последних перспективных моделей – продукт творчества Пэтти Смит, китаянки, прошедшей американскую школу автомобильного проектирования. Она завоевала престижную дизайнерскую премию «Red dot» 2006 года в категории «Транспорт» со своим двухместным электромобилем Camper Lotus. Длина этой машинки составляет 1,3 метра, ширина — 1,4, а высота — 1,55 метра. Доступ в неё открывает лобовое стекло, соскальзывающее вверх и назад. Внутри — пара кресел, установленных бок о бок. За их спинками расположен крохотный багажник на пару кейсов или сумок с продуктами. Заряжается такой автомобильчик от обычной розетки, управлять им довольно просто – очевидно, задумывался он с прицелом на дальнейший массовый, серийный выпуск.
У электромобиля-микролитражки «Moovie» четыре колеса, но называют его, вопреки арифметике, двухколёсным – одна из пар колёс, как утверждается его разработчик Андре Коста – не более чем шасси. Сказать по правде, они и не видны. Зато другие два колеса не просто хорошо различимы – они – первое, что бросается в глаза. Благодаря им, а также «хайтековской» формы корпусу, машину, исполненную пока только в виде модели, уже окрестили «пылесосом». Кстати, колёса служат также окнами и дверями; круглые панели плавно отъезжают вверх, и – милости просим в просторный (правда, только для двух человек) салон. Глаз радует, но, увы, в серию эта машина вряд ли выйдет – зато может послужить ещё одним витком в эволюции двухколёсных автомобилей.
1
Но даже два колеса – это ещё не предел минимализма. Всё-то автомобильным конструкторам много. И вот, скажем, канадские инженеры из фирмы Bombardier – недостатка ни в покрышках, ни в дисках, ни в иных комплектующих не испытывают. Однако именно им пришла в голову идея весьма оригинального одноколёсного транспорта. Впрочем, разработка эта пока ещё в зародыше, а существует курьёз автомобилестроения пока только на бумаге. А называется этот автомобиль (или мотоцикл – класс тут определить уже довольно сложно) Embrio (от английского «embryo» — «зародыш»). Впрочем, логичнее было бы назвать «Зародышем» не этот агрегат, а традиционный моноцикл. Ведь в большинстве из них водитель ютится внутри колеса. В то время как канадская машина напоминает по своей конструкции традиционный мотоцикл. Хотя выглядит, конечно, куда интереснее. А со стороны езда на таком байке напоминает цирковой трюк – хотя равновесие сохраняется с помощью сложной системы гироскопов.
У Bombardier Embrio были и свои довольно удачные предшественники. Так, 47-летний байкер из штата Мичиган сумел соорудить из тракторного колеса вполне неплохой по ходовым качествам моноцикл и даже зарегистрировать его в дорожной полиции как мотоцикл. Что интересно, одноколёсный аппарат Керри Маклина (так зовут изобретателя) оказался по техническим характеристикам лучше продуктов творчества целых конструкторских бюро; к примеру, он сохраняет устойчивость даже при очень резком торможении. Потому оказалось возможным создать компанию McLean Wheel и приступить к выпуску коммерческой модели. Так что, если у Вас есть совершенно лишние 8,5 тысячи долларов – срочно идите на местный почтамт – оформлять заказ. Особенно, если Вы задались идеей приобрести транспорт с наименьшим количеством колёс — можете быть уверены – это как раз то, что Вы искали.